А вот и первые исторические памятники
В мае 2002 года в Черемисиновском районе Курской области, недалеко от с. Чернянка в чистом поле, на высоком кургане был воздвигнут пятнадцатиметровый Поклонный крест. Как гласит надпись на табличке под крестом, «Здесь 12 июля 1709 г. Курские порубежники наголову разбили войско ногайской орды Большого улуса, вступившей в сговор с Карлом XII против Петра I». Получается, что куряне разбили ногайское войско, спешившее на подмогу шведам в намечавшейся битве с русскими войсками под Полтавой. То есть, ногайцы прошли две укрепленные черты, ускользнули от гарнизонов порубежных крепостей, благополучно минули Муравский шлях и лишь после этого встретились с силами местного ополчения и потерпели поражение!!!
Это утверждение оспаривается многими историками и краеведами, которые считают, что это историческое место достойно памятника, однако посвященному совсем другому событию, происходившему не в начале XVIII, а в XIII веке. Место, где поставлен крест, издревле называлось Красной поляной, и здесь действительно с давних пор стоял голубец.
В статье известного курского краеведа начала XX века Ростислава Маркова «Голубец на Красной поляне», опубликованной в 1911 году в первом выпуске «Трудов Курской губернской ученой архивной комиссии» говорится о том, что в здешних местах были обнаружены ногайские кольчуги и железные наконечники от ногайских стрел. Р. Марков в этой статье пересказывает красочную легенду, записанную со слов местных жителей: «29 июня 1709 года, в самый день Полтавской битвы, местными ополченцами и отрядом регулярных войск был разгромлен стан ногайской орды, возвращавшейся после набега на Ливенскую округу. При этом был убит и обезглавлен некий «тогдашний Мамай» - татарский великан-богатырь, разъезжавший на особых «богатырских дрогах» со щитом в четыре пуда весом и в четырехпудовой же кольчуге. Его отсеченную голову и водрузили на голубце, установленном в память сражения.
Со слов старожилов, Марков подробно описал ход баталии, упомянув даже о том, как русские порубежники подавали друг другу сигналы, кукуя кукушкой, отчего и получил название холм Кукуй. К статье даже был приложен схематический план местности с точным указанием позиций татарских и русских войск». Видимо, именно эту легенду авторы памятника взяли за основу. Но есть и другой вариант легенды о голубце. Он не столь красочен, но зато, похоже, ближе к истине: «В давние времена на этом месте происходила битва с татарами и черепа убитых воинов валялись непогребенными... и вот результатом этого явились частые появления мертвых голов окрестным жителям. В особенности они тревожили пастухов по ночам, разгоняя их скот во все стороны. Напуганные жители обратились к местному священнику с просьбой похоронить черепа и отслужить панихиду, что и было исполнено при огромном стечении народа, и был поставлен «голубец» на могиле. С тех пор, гласит предание, видения исчезли и более не показывались».
Приходивший в ветхость голубец регулярно обновлялся. Последний раз его восстанавливали в мае 1900 года. Курские краеведы считают, что Крест надо было поставить в честь ливенцев, вынудивших ордынцев повернуть вспять в 1257 году. «Ордынцы темника Ногая в Курском княжестве в 1257 году ввели баскачество, посадив жестокого Ахмата. Курский князь Олег, договорившись с липецким князем совершил набег на ордынские свободы. Это привело в бешенство Ногая, который повелел «Все взять!». Вот как описывает тверская летопись это нашествие татар: «... стояшадвадцатьдней, воююще по всему княжению, наплениша людей и всяко добравсех в полон поведоша и с женами и с детьми, трупия же избиенных бояр по деревьям извеша, отсекающие у них голову, да праву руку. Сотвориша же се зло в Курске и прочих градах теж, поидоша прочь...» После этого события, ни в каких летописях упоминания о Курском княжестве больше не было, да и о самом Курске на протяжении более 100 лет упоминаний не было. Только в 1390 г. в новгородской летописи упоминается «Куреск на Тускоре».